Село Арамашево и рецепты патриархального счастья.
Поездка не обещала ярких приключений: ехать по Режевскому тракту, в снег и -10 на улице. В непонятный Алапаевский район, в какой-то сельско-школьный музей еще и валенки катать…
Предложенный вариант казался всем сомнительным.
Всю дорогу нас сопровождал профессиональный гид. Как только автобус поехал, экскурсовод нам рассказывал про наш город Екатеринбург, все памятные места.
По дороге в Арамашево рассказывала историю той или иной местности. Мы все ехали и были в полном восторге, где еще узнать можно, что женским деревом является – береза, а мужским – дуб, сколько раньше весила монетка, где открыли первое на Урале месторождение по добыче золота и тд.
На подъезде к Арамашево открылся завораживающий вид на церковь: светлый Храм, парящий на высокой скале, которую называют
Церковным камнем..Позже, во время прогулки, мы с этой 42-метровой высоты оглядели бескрайние арамашевские просторы…
и влюбились в них!
Говорят, все, кто хоть однажды постоял на Церковном камне, посмотрел на плавно несущую свои волны реку Реж (или замерзшее русло),
на ожерелье красивейших скал над водой, еще не раз возвращается сюда, в эти святые места, которые наполняют душу добром и любовью.
Поверили сразу — вернемся, и не раз!
А само село… мы опасались увидеть лубочные картины и предприимчивых сельчан в роли «профессиональных крестьян».
Как в анекдоте — «Абдула, к нам снова туристы едут, крикни Махмуда – пусть садится под горой, цацки людоеда надевает».
А приехали – и обалдели: это было село, не только не утратившее традиций, но и сохранившее российскую национальную идею.
Простую идею патриархального счастья, добра и взаимного уважения. Сердце здесь как-то сразу наполнилось покоем, расхотелось куда-то спешить…
Первая остановка - краеведчиский музей.
Движущая сила в Арамашево – учителя (бывшие школьные учителя). По их инициативе и под их руководством был создан
музей, восстановлен храм, сохранена самоидентификация сельского жителя. В музее встретили нас в лучших русских традициях
(раньше там был купеческий дом в несколько жилых комнат, склад и лавка).
Настоящий сельский музей. Тронул он не только отношением к посетителям как к дорогим гостям .Он сам как экспонат:
абсолютно домашний (с широкими половицами, самодельными ткаными ковриками и старомодными двухстворчатыми
платяными шкафами по стенам). С вешалкой без номерков , и абсолютно нереальной для городских музеев рассказчицей,
которая вела нас сквозь историю, как по страницам собственной жизни.
Создан Арамашевский (ныне муниципальный) музей на базе школьного, силами учителей, ребят и родителей.
Идея принадлежит учителю биологии, работу начинал учитель географии… Первоначально экспозиция состояла
из даров школьников (старинные предметы быта, позже — минералогические находки, кости доисторических
животных), которые дети приносили учителю за хорошие отметки. Все экспонаты этого любопытнейшего
музея – местные (найдены в окрестностях поселения, переданы в дар жителями и т.п.).
В музее несколько залов. В первом – история края, природа, этнография…
Нам рассказывают про 380-летнюю историю села: в 1631 году поселенцы облюбовали
место на высоком берегу реки Реж, так как оно было надежно защищено от набегов кочевников.
несколько версий о происхождении названия села.
Одна из них заключается в том, что «ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село действительно
находится на границе башкирских и вогульских земель. Арамашево в слободе выполняло важную
военно-стратегическую функцию как пограничная крепость Арамашевского острога.
Второй зал занимает стилизованная уральская изба с русской печью и так называемым
«бабьим» углом (здесь ютятся раритетные самовары, горки сундуков, коллекции утюгов и самой любопытной утвари).
И вдруг, в этом 3D-зале с эффектом полного погружения, начинается…. настоящий интерактив!
Не знаю, где сельские учителя учились таким технологиям… но указка-трость нашей мудрой
наставницы запускает машину времени, музейная комнатка вытаскивает из подсознания
(или из нашей прошлой жизни?) реальные картины крестьянского быта…
Глава семьи в косоворотке садится в Красный угол.
Хозяюшка с ухватом хлопочет у печи,
Фантастические ощущения.
После такого рассказа «в глубину себя» мы уже спокойно воспринимаем зал крестьянских промыслов и ремесел.
Чего только тут нет — старые поделки кузнецов и гончаров, берестяные туески, однорукие пилы,
с которыми под силу было в одиночку построить дом, льномялки, бытовые весы, коровьи колокольчики
и множество других занятных вещей, о предназначении которых сразу и не догадаешься.
Заходим в следующий зал и слезы ностальгии наворачиваются: букварь 1929 года выпуска,
школьные прописи 1950-х годов, старые (наши!) учебники с умилительным идеологическим контекстом,комплекты школьной
формы, ранцы, прописи и чернильницы-непроливайки…
Учитель с указкой (а иногда, для пущей убедительности, и с розгами) открывает каждому мир воспоминаний.
Можно примерить пионерские пилотки, вспомнить, как завязывать галстук, погорнить — и выбить дробь
на барабанах, чем мы непременно и воспользовались.
В этом музее все можно трогать руками, все родное и совсем «немузейное»!
После всего увиденного надо и попробовать на себе народные ремесла: валяние валенка.
Переходим в другую комнату и там начинается мастер класс по валянию валенка.
Валенки, мы валяли не простые, а валенки – шептуны, в который можно нашептывать желание и оно обязательно
сбудется, а если валенки повесить над дверью у входа, то в доме будет гармония и любовь.
Далее по расписанию шел обед – русский обед, с картошкой и соленьями, огурчиками, грибочками, квашеной капустой.
Вкусный травяной чай с пирогами.
После обеда же конечно игры на свежем воздухе под музыку и блины с чаем.
После такого теплого приема мы поблагодарили хозяев за их чудесный, теплый прием и вкусное угощение и поехали дальше осматривать окрестности Арамашево
Как в начале говорилось, визитной карточкой села является Церковный камень с расположенным на нем
Храмом во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Первая деревянная церковь в селе возникла одновременно с острогом. Пять раз она горела от набегов кочевников.
Существующая ныне каменная церковь была возведена в 1800 году. С ней связано множество легенд и воспоминаний,
в том числе и о подземном ходе у входа в Храм. (Таинственный ход из церкви проходил через весь Церковный камень
и имел выход на берег реки Реж. Именно этим путем поселенцы спасали свои семьи во время набегов кочевников).
В 1929 году храм был разрушен, а иконы тайком вынесли и спрятали женщины и дети, чтобы спасти до лучших времен.
Богоборцы долго не могли скинуть храмовый колокол, а когда это им удалось и колокол с глухим звуком скатился в реку – то исчез навсегда.
Ни через день, ни спустя десятилетия его не смог обнаружить ни один ныряльщик.
Среди святынь храма более всего почитается старинный образ святителя Иоанна Богослова.
Старую фигурную доску обнаружили на чердаке дачного дома и сохранили отдыхающие из Екатеринбурга. Позже в 2006 г.
Владыка Викентий определил, что святой лик на иконе (доске) – это образ Иоанна Богослова, покровителя любви.
Он провел молитву под древним образом и сказал, что если Иоанн Богослов пришел в это святое место, то храм возлюблен
Богом и церкви этой жить. Сейчас Храм реставрируется силами местных жителей и энтузиастов, но он действующий.
Реставрация началась в 2005 году по инициативе Веры Васильевны Реутовой, в ту пору директора Арамашевского краеведческого музея.
Сегодня возвращаются в церковь на своё намоленное место старинные иконы, казалось бы навсегда утраченные временем.
У подножия Церковного Камня находится исторический родник «Крещенский» со святой водой, но к сожалению он был
закрыт на реконструкцию и мы не смогли к нему спуститься.
После посещения храма , мы поехали домой.